Автор Тема: #30763 - Школа для детей, а не наоборот  (Прочитано 2990 раз)

Оффлайн Сяо Му

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4644
  • Карма: +2527/-66
    • Hobby Talks - подкаст обо всем
#30763 - Школа для детей, а не наоборот
« : 15 Октября 2019, 11:23:59 »
https://zadolba.li/story/30763

Цитировать
Уважаемый учитель со стажем! Давайте я расскажу об описанной вами проблеме с другой стороны.

Наш мир и, соответственно, общество меняется сейчас с невиданной ранее в истории скоростью. Постепенно до людей доходит, что насилие — это плохо. Сначала была отмена рабства, потом — крепостничества, затем женщинам дали избирательные и другие права и так далее. Наконец, всемирный правовой консенсус дошел до того, что дети — тоже люди и бить их нельзя. Вообще.

О том, что ненасильственное воспитание — самое здоровое и эффективное, вам скажет любой компетентный детский психолог. Он же дополнит, что любые меры кнута (отобрать, запретить, лишить) работают крайне слабо и недолго либо не работают вообще. Думаете, если ребёнок будет всё детство ощущать ограничения, лишения и обиды, то в зрелости скажет «спасибо»? Не скажет, это так не работает. Наиболее охотно ухаживают за престарелыми родителями те дети, которые ощущали заботу и любовь, формирующие устойчивую психоэмоциональную родственную связь. И нет, сказать «Это я так о тебе забочусь» недостаточно, чтобы трансформировать в восприятии ребенка обиду в благодарность.

Я не призываю отказаться от ограничений совсем. Иногда они нужны. Но эффективное воспитание должно быть комплексным. Поощрение, похвала, вознаграждение, объятия и ласка совершенно необходимы для гармоничного развития личности и укрепления связей. И если последние два пункта — прерогатива родственников, то первые три актуальны и для учителей, причём в наибольшей степени в начальной школе.

А теперь давайте посмотрим, что дети получают. У них есть потребность в двигательной активности, но их заставляют сидеть по 45 минут неподвижно. У них есть желание высказаться, поделиться впечатлениями, обсудить материал, но сделать это можно только подняв руку (и не факт ещё, что вызовут) или вне учебного процесса где-то на переменах. Им хочется видеть и щупать мир непосредственно, но их пичкают голой теорией. И это только малая часть ограничений, которые на детей ложатся по умолчанию. А есть ведь ещё и печальные случаи недобросовестности педагогов. Например, когда существующую оценочную систему используют для ущемления достоинства детей: «Посмотрите все на Машу! Маша молодец, а вы!» Или когда педагог не справляется с удержанием внимания и начинает повышать голос, оскорблять и унижать детей.

Раньше проблему решали насилием. Сейчас оно законодательно запрещено. Что делают с этим во всём мире? Разрабатывают новые формы обучения, придумывают иные варианты организации школ, меняют программу с теоретической на практическую и так далее. Поинтересуйтесь на досуге, кто такой Сугата Митра и как организована его школа нового образца, построенная на изменившейся реальности и вытекающем новом восприятии её у детей.

Не выйдет в новой реальности переложить только на плечи родителей вопрос влияния на поведение детей в школе. У них точно так же нет рычагов воздействия. Более того, родители — тоже люди, со своим опытом и картиной мира. Как это изменить? Вводить принудительные курсы детской психологии с учетом современных реалий? Экономически это на порядок, а то и больше, затратней, чем сделать то же самое для педагогов. Пересмотренная система образования — единственный работающий выход. В конце концов, это школа — для детей, а не дети для школы.

Не задалбывайтесь, а меняйтесь. В этом суть прогресса и эволюции.

Автора на две недели принудительно назначить ответственным за сорок детдомовцев. К началу второй недели эксперимент прервать, отвязать детей от дыб, столбов и крестов, отнять у автора кнут, обернуть в мокрую простынь и положить под капельницу до конца срока.

У детей есть потребность в двигательной активности - поэтому пусть бегают туда-сюда по школе, а учителя командой бегают следом и учат их писать на стенах. У них есть желание высказаться - пусть все сорок человек в классе высказываются хором, после чего хором же обижаются, что их никто не хочет слушать, все хотят только сами нести неинтересную им лично ахинею. Им хочется видеть и щупать мир непосредственно, так что идеалом школы следует считать латиноамериканские фавелы - там и сам мир не прочь пощупать детей в ответ, с разным исходом.

Так, это все какое-то сложное выходит - лучше будем восхвалять Сугату Митру! Он достиг небывалого прорыва - как-то раз поставил в нищей деревне будку с компьютером, и о чудо! Дети сами разобрались, как щелкать мышкой, перетаскивать значки в корзину и печатать! Слава великому педагогу!

Меняться, действительно, рано или поздно под натиском заоконной реальности придется всем. В том числе автору.