Автор Тема: livejournal.com - Почему «Чёрный квадрат» Малевича — это не фигня  (Прочитано 51189 раз)

Онлайн tayojka

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14720
  • Карма: +4373/-55
  • Белая и пушистая
Ну вообще-то автор прав: сделать быдлу красиво - далеко не первая и не главная задача искусства. И да, некоторые вещи требуют подготовки для понимания.
От классической живописи можно конечно получать удовольствие чисто эстетически, но чтобы раскрыть сюжет целиком, надо таки вкуривать контекст. А тому, кто контекстом не владеет, без километров текста никак, потому что это целый фильм в одном кадре, и каждая деталь этого кадра не просто так.
Вот понимаешь, когда искусство требует определенного багажа знаний для понимания его идеи - это одно, а когда "искусство" -это что-то кем-то названное искусством и никакой контекст вместе с багажом знаний не объяснит, что это и нафига оно сдалось, кроме лично художника и его тараканов, то это именно что фигня, как бы эстеты не закатывали глаза, разглядывая квадраты, кубики и унитазы.
Мафия: Ягинична, гостья из славянских земель
"яжмать всея КМП" (TolstyiKot)
"самая юная яжбабушкатроюродныхвнуко в на КМП"  (Tuono Perla)

Оффлайн Loy Yver

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 91849
  • Карма: +31211/-469
  • Нахальная Гарри Поттер© Дракула херова©
Обожаю Малевича и его «Черный квадрат». В первую очередь за то, как Казимир Северинович сто с лишним лет всех делает. Со своим супрематизмом.  ;D Так что и Малевич гений, и «Квадраты» гениальны.
Loyвелас ©Пушистый домосед || Филолой ©Ыш || Рептиloyид ©darkforce || Танковая дивизия «Лейбштандарт Дитмар Розенталь» ©Ardbeggar || Василойск, Трололой, Лойцифер, Светозарная Лой, Союзные Лойска ©Сашетта || Лойфицер ©Z1reael || Цой Ивер ©pdp11|| Шмара ©Izumi || Саамка еврея ©Ardbeggar || Душнила'22

Оффлайн Cagüтвинк

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1912
  • Карма: +999/-47
  • х*йня война, главное - манëвры.
Реставраторы частенько спорят о (не)целесообразности закрытия трещин или удалении пожелтевшего лака.
Насколько гуд дорисовывать потерянные фрагменты, или перекрывать предыдущие неудачные реставрационные попытки.
Я согласна с той точкой зрения, которая заявляет, что в идеале - видеть картину такой, какой она была в момент создания. Без желтизны, без кракелюров. Но иногда в старинных объектах эти раны  - часть картины. Как, например, в вандализированных произведениях искусства, на которые прыгнул фанатик с ножом. Это - часть истории картины.
Душой на море, жопой на стуле.

Делаю выбор в пользу группы козлов в волосатых купальниках

Онлайн Vedzma

  • Мафия
  • Ветеран
  • ***
  • Сообщений: 15841
  • Карма: +2228/-20
  • Цветы, кстати, отошли. В другой, лучший мир
А хотел ли художник такой истории своей картине? Тут тоже много вопросов. Фанатик с ножом - история. А пожар? А слой копоти, потому что висела над камином? Ведь тоже история, аж в самом Версале висела, это ценная версальская копоть. Или не ценная? А что ценнее, копоть или картина, которой из-под неё не видно? Я за то, чтобы картина была такой, какой ее создали. А история пусть останется в описаниях и каталогах.
Мафия - Лошадь

Оффлайн Недобелка-перетушканчик

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6671
  • Карма: +1377/-58
Ага, "Ночной дозор" отреставрировали, и он оказался Дневной  ;D *где-то заплакал один Гесер*
Белкино сообщество красивых картинок: https://vk.com/public202389401

Оффлайн Hofnarr

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1965
  • Карма: +333/-4
Реставраторы частенько спорят о (не)целесообразности закрытия трещин или удалении пожелтевшего лака.
Насколько гуд дорисовывать потерянные фрагменты, или перекрывать предыдущие неудачные реставрационные попытки.
Я согласна с той точкой зрения, которая заявляет, что в идеале - видеть картину такой, какой она была в момент создания. Без желтизны, без кракелюров. Но иногда в старинных объектах эти раны  - часть картины. Как, например, в вандализированных произведениях искусства, на которые прыгнул фанатик с ножом. Это - часть истории картины.
Если я ничего не путаю, сейчас в реставрации принято честно показывать зрителю факт доработки и восстановления: если статуе добавили утраченный кусочек, он должен иметь другой тон и т.д.
'You say you're a Fool,' Nita said. 'Are you making a joke?'
'Always. But the jokes are always true.'(с)

Хофнар, не говнарь=)

Оффлайн Cunt

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7947
  • Карма: +1345/-56
Ну, хорошо, квадрат - не образ, а символ, не сюжет, а идея. Но идея-то какая? Я не въезжаю, поясните.

Вот например из Википедии
Кусочек статьи, который, на мой взгляд, точнее всего отвечает на этот вопрос
Цитировать
Последним шагом на пути к супрематизму была постановка оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем», поставленной 3 (16) и 5 (18) декабря 1913 года. К. С. Малевич работал над эскизами декораций и костюмов к этой постановке. В этих эскизах впервые возникло изображение «чёрного квадрата», означавшее тогда пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга.

И в целом про супрематизм:
Цитировать
На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню supremus, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы.

Может быть, я доживу до такого направления искусства, которое будет превозносить палитры и образцы и освобождать их от подсобной роли и служения другим целям. Я так люблю всякие образцы плитки, черепицы, обоев, красок, лаков для ногтей, красок для волос. Эти каталоги гораздо красивее и интереснее для меня, чем любые поделки с их использованием. Никакой дом для меня не выглядит так красиво, как стенд с миниатюрными образцами черепицы или сайдингов.
Надо короче основать такое направление! Или может оно уже есть? Подскажите кто знает))

Тут и глаз радуется, и идея прячется внутри. Потенциал материала всегда круче, чем любой экземпляр любого изделия из этого материала. Для меня вот так. Куски ткани, банки с красками, рулоны обоев прям будоражат мой моск. А готовое изделие - ну, нормально. Но никакое изделие, никакой ремонт, никакая картина не содержит в себе столько мощи, сколько заготовка или палитра. Вот я так вижу короче.
« Последнее редактирование: 23 Июля 2021, 17:41:59 от Cunt »
I’m all about loyalty. I’m going wherever they value loyalty the most.

Оффлайн Доби

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 36210
  • Карма: +5083/-714
Как по мне, так это шикарный троллинг всяких ценителей искусства. Нарисовал что угодно, особо не парясь, а что это и зачем, они сами придумают, да такого навертят, что сам художник охренеет от того, какой он, оказывается, гениальный.)))
Помните историю про Лотмана и красные подошвы?
Яжеговномать

Оффлайн Cunt

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7947
  • Карма: +1345/-56
Как по мне, так это шикарный троллинг всяких ценителей искусства. Нарисовал что угодно, особо не парясь, а что это и зачем, они сами придумают, да такого навертят, что сам художник охренеет от того, какой он, оказывается, гениальный.)))

Ну как бы критиков с синдромом поиска глубинного смысла не остановить от оного поиска. И они имеют право додумывать что угодно.

Помню, Долин в интервью говорил, что произведение живёт своей жизнью отдельно от создателя. И зрители могут что-то не заметить, а что-то додумать и вложить своё, и это нормально, так устроено искусство.

Если человек сумел без всякой задней мысли (или сделав вид, что без задней мысли, или без задней мысли - но сделав вид что был замысел) нарисовать что-то такое, что людям покоя не даёт и они прям день и ночь обсуждают, какие же там есть скрытые смыслы, ну значит он молодец. Это гораздо сложнее, чем нарисовать фигню на которую всем будет плевать с высокой колокольни. Или даже не фигню. Сколько вон на улице сидит чуваков, которые с фотографической точностью рисуют всякие Спасы на крови, - сотни людей. Да только никому это не надо. Я так нарисовать не могу, но мне от этого интереснее не стало.
« Последнее редактирование: 23 Июля 2021, 17:52:48 от Cunt »
I’m all about loyalty. I’m going wherever they value loyalty the most.

Оффлайн Elf78

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 48865
  • Карма: +5867/-477
  • Доброёп (с)

В целом, с тобой трудно не согласиться, но касательно "Черного Квадрата" и прочих арт-объектов "Туалет не работает" - где там аллюзии и отсылки?
Не знаю ибо не владею контекстом.
Цитировать
Даже если добуквенно знать историю картины, предвосхищавшие ее социальные и культурные события, квадрат все равно останется квадратом
Ну и что?

Цитировать
Всегда думала что черный квадрат шедевр потому что он огромная ирония над религиозностью того времени.
Вот как пример.


Вот понимаешь, когда искусство требует определенного багажа знаний для понимания его идеи - это одно, а когда "искусство" -это что-то кем-то названное искусством и никакой контекст вместе с багажом знаний не объяснит, что это и нафига оно сдалось
Ну дык можно открыть википедию и прочиитать, что это и нафига сдалось. Километры текста, да.

Ну в целом, да, искусство - это то, что люди решили считать искусством, объективных критериев нет.
« Последнее редактирование: 23 Июля 2021, 18:02:44 от Elf78 »

Оффлайн Недобелка-перетушканчик

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6671
  • Карма: +1377/-58
Если человек сумел без всякой задней мысли (или сделав вид, что без задней мысли, или без задней мысли - но сделав вид что был замысел) нарисовать что-то такое, что людям покоя не даёт и они прям день и ночь обсуждают, какие же там есть скрытые смыслы, ну значит он молодец. Это гораздо сложнее, чем нарисовать фигню на которую всем будет плевать с высокой колокольни. Или даже не фигню. Сколько вон на улице сидит чуваков, которые с фотографической точностью рисуют всякие Спасы на крови, - сотни людей. Да только никому это не надо. Я так нарисовать не могу, но мне от этого интереснее не стало.
А тебе не кажется, что произведение обсуждают не потому, что ОНО будоражит (вернее, совсем не обязательно, потому), а потому что кое-кто его эффективно рекламирует и имеет с того свой маленький гешефт? Сам по себе квадрат нафиг никому не упал, ну, за исключением фанатов этого направления и туристов, которые ситуативно попали туда, где он там выставляется. Вот ты о нем думаешь денно и нощно? Сомневаюсь. И я не думаю. И остальные форумчане, 14 зубов своих отдам, жаль их всего-то у меня четыре, тоже. Но вот мадам-автор, по профессии искусствовед, а по призванию пейсатель, набросила, и ей с того лайки и комменты в ЖЖ падают, а там всякий социальный капитал (или как там монетизация ЖЖ называется?) и книжки можно скандально продавать.
Вот Полярного мы тут тоже обсуждаем на 96 страницах аж. Нас так адово впечатляют его потуги на пейсательство? Его тоже в искусство запишем? Да нифига, Полярный гениальный маркетолог (ну или нанял гениального маркетолога). Он набрасывает, мы обсуждаем, а дети рвут на жопе волоса и подкидывают ему на слоечки.
Белкино сообщество красивых картинок: https://vk.com/public202389401

Оффлайн Cunt

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7947
  • Карма: +1345/-56
А реклама и хорошим вещам нужна, иначе о них никто не узнает. Наличие рекламы не означает, что нам пытаются втюхать что-то не стоящее внимания.
Про Полярного я не знаю, не обсуждала и вообще не в курсе, о чём речь и кто это)
I’m all about loyalty. I’m going wherever they value loyalty the most.

Оффлайн Недобелка-перетушканчик

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6671
  • Карма: +1377/-58
Реклама рекламе рознь. Впрочем, я немного склонна видеть в искусстве теорию мирового заговора, иначе не понимаю, почему одни возвышаются, а другие, не менее, а то и более достойные, пропадают в безвестности. (Простите за пафос, ван Зайчик пожрал мой моск  ;D)
Белкино сообщество красивых картинок: https://vk.com/public202389401

Оффлайн Cunt

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7947
  • Карма: +1345/-56
Ну так никто вроде и не утверждает, что Малевич самый достойный из всех достойных и ни у кого никогда не было идей интереснее, чем у него. Наверняка многие интересные идеи не взлетели, потому что вот так вышло. Не зашло людям в тот момент или в принципе не удалось вырваться к широкой публике, так никто и не узнал
I’m all about loyalty. I’m going wherever they value loyalty the most.

Оффлайн Недобелка-перетушканчик

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6671
  • Карма: +1377/-58
На теории мирового заговора я не настаиваю, это мой личный, холимый и лелеямый таракан об искусстве  ;D Но пример Полярного в сравнении хоть  с тем же ван Зайчиком очень показателен.
Белкино сообщество красивых картинок: https://vk.com/public202389401

somberowl

  • Гость
Ну, хорошо, квадрат - не образ, а символ, не сюжет, а идея. Но идея-то какая? Я не въезжаю, поясните.
Помимо того что Cunt написала (сорри если я с полом не угадала) про супрематизм, его еще и на первой выставке повесили в красный угол где традиционно иконы висели. Всем кто непосредственно тогда это видел было очевидно в чем идея.

Оффлайн Elf78

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 48865
  • Карма: +5867/-477
  • Доброёп (с)

Помимо того что Cunt написала (сорри если я с полом не угадала) про супрематизм, его еще и на первой выставке повесили в красный угол где традиционно иконы висели. Всем кто непосредственно тогда это видел было очевидно в чем идея.
Там еще и триптих был а-ля троица - квадрат, круг и крест.

Оффлайн Cagüтвинк

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1912
  • Карма: +999/-47
  • х*йня война, главное - манëвры.
Hofnarr, я видела подобный подход в архитектурных реставрациях. Типа, восстановим стену крепости, но не новоделом под старину, а кирпичом контрастного цвета. Видела, в данном случае, в Великобритании, там было требование во многих городках, чтобы новые пристройки к старым домам не имитировали стиль, а напротив, были отделены стеклянной перегородкой.
По статуям мне сказать нечего.
В отношении именно картин, очень часто позволяется просто заполнить нелостающие участки, где пигмент утерян полностью, средним тоном без воспроизведения деталей, позволяющим целостно воспринимать изображение.
Душой на море, жопой на стуле.

Делаю выбор в пользу группы козлов в волосатых купальниках

Оффлайн Zdesь был Leo

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 12751
  • Карма: +2813/-152
  • со всеми на "ты"
Искусство предмет странный.
Более менее объективное оценивание может дать только время.

Сто лет прошло, а чёрный квадрат известен каждому. Даже тем, кто слова "супрематизм" не знает.
Так что таки искусство.
Шесть зефирок было,
А Лео мог не взять!
Одну он съел украдкой...
И их осталось пять. (с) Я-не-Я

Zdesь был Leo — уставной штык-нож. В комплекте, разумеется, с Уставом строевой службы ВС РФ в редакции 2006 года (с)Ветер

Онлайн CynicalCreature

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 40238
  • Карма: +4373/-372
Ну, хорошо, квадрат - не образ, а символ, не сюжет, а идея. Но идея-то какая? Я не въезжаю, поясните.
Идея чистой беспредметности))

Оффлайн ГОСТ_8239-89

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7384
  • Карма: +1364/-20
Для меня, искусство не про смысл, а про чувства.
Не люблю длинные чужие объяснения о том, что же хотел сказать автор.

Оффлайн Доби

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 36210
  • Карма: +5083/-714
Для меня, искусство не про смысл, а про чувства.
Не люблю длинные чужие объяснения о том, что же хотел сказать автор.
Особенно если автор ничего такого сказать не хотел.))
Яжеговномать

Оффлайн Sangria

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10847
  • Карма: +4515/-124
  • Таки кармодрочер
Был один художник в Средние века (или чуть позже?). Он рисовал обалденно красиво даже по современным меркам. Красивые черноволосые женщины с глубокими глазами, ангельские крылья, пастораль и прелесть, и вот это все. И народу так нравились его эстетичные картины, что он рисовал одних и тех же женщин, ангелов и пастораль. И вошел в историю постольку-поскольку - я весь вечер пытаюсь нагуглить как его звали, памагити кто-нибудь, а то не закрою гештальт.
Я думаю, даже по меркам средневековой живописи он был как в нынешнее время художники с девианарта. Они могут нарисовать безумно красиво, но дальше лайка и репоста это не пойдет. Это
Это к вопросу об эстетике.

А вот "Квадрат" Малевича, имхо, гениальное произведение. Сначала была реалистичность и красота: попытка в ткани, в мышцы, в объем, в игру света и теней. Потом в сюжет, все эти огромные сюжетные полотна. Потом это наскучило и начали продавливать эмоции и идеи. Изображение потихоньку размывается, теряет форму - ведь для чувства это не важно. Формы все больше упрощаются, приходят буйства цвета и энергии. Художники потихоньку экспериментируют - что еще можно выкинуть, чтобы не потерять смысл? Что можно подчеркнуть, чтобы остался ТОЛЬКО смысл? И тут приходит Малевич с картиной, в которой вообще ничего нет. Ни образа, ни смысла, ни цвета. Голая форма. Чернота - тобишь отсутствие цвета. Квинтэссенция всего, чего добивались художники, идеальная картина, упрощенная до абсолютного максимума. Это как долгие попытки изобрести колесо: ремесленники предлагают бревна, полозья, носильщиков, ремни и цепи, и тут кто-то рисует простейший ровный круг.
Позже бы до этого все равно дошли, но кто-то был первым и вошел в историю.
Короче, как-то так лично я вижу "Квадрат", не претендуя на истину... и вполне понимаю, почему чем дальше, тем искусство все чудесатее и чудесатее.
« Последнее редактирование: 23 Июля 2021, 22:50:30 от Sangria »

Оффлайн Loy Yver

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 91849
  • Карма: +31211/-469
  • Нахальная Гарри Поттер© Дракула херова©
Сангрия, мне на ум только Габриэль Ферье приходит, но это стык девятнадцатого-двадцатого веков.  ???
Loyвелас ©Пушистый домосед || Филолой ©Ыш || Рептиloyид ©darkforce || Танковая дивизия «Лейбштандарт Дитмар Розенталь» ©Ardbeggar || Василойск, Трололой, Лойцифер, Светозарная Лой, Союзные Лойска ©Сашетта || Лойфицер ©Z1reael || Цой Ивер ©pdp11|| Шмара ©Izumi || Саамка еврея ©Ardbeggar || Душнила'22

Оффлайн Крокозябра

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11598
  • Карма: +4236/-92
  • Живи долго и счастливо, хорошо кушай и носи шапку!
Цитировать
Это как с чудотворными мощами Матронушки -- старых костей на земном шаре тонны, но срабатывают только те, которые в храме на Таганке

ахахаха, вот умора!
Это КМП.
Все что ты тут напишешь - может и будет использовано против тебя. Я предупредила!

Оффлайн Elf78

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 48865
  • Карма: +5867/-477
  • Доброёп (с)
. Сначала была реалистичность и красота: попытка в ткани, в мышцы, в объем, в игру света и теней. Потом в сюжет, все эти огромные сюжетные полотна. Потом
Потом появились фото и кино (до сих пор ведь фильм - пикча/картина). Утилитарная необходимость в реалистичной живописи пропала

Оффлайн Stephan S

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7180
  • Карма: +1060/-91
Если шедевральность чего-то нужно объяснять буквально километрами текста, и бегать за теми, кто не согласен, чтобы убедить, что легкорисуемая хрень шедевр, потому что ее нарисовал художник, а точно такая же хрень чьими-то еще руками - фигня, то если не множить сущности, выходит, что оно таки фигня.
А мне ещё интересно — вот, через 200, 300, 500 лет будет ли оный шедевр понятен «вне контекста времени»?
Какгрица, у Пушкина тоже много отсылок к современному ему миру, а уж Данте понять на 100% без контекста невозможно. Но кто сомневается, что там и «вечные» ценности есть?

А вообще, интересно, как вырождаются разные жанры.
Живопись — до квадрата, который «вы не понимаете, это другое»; поэзия — до верлибра без какой-либо мелодии вообще; юмор — до анекдота про медведя, который «сел и сгорел» (и ведь реально смешно — но лишь по причине иных ожиданий от концовки).

А вот нарисуй что-то такое, чего ещё не было никогда - и о тебе тоже заговорят. И о годовасике, если это он нарисует.
Это будет повтором, только если годовасик знал о Малевиче
Малевич первым нарисовал квадрат чёрного цвета?))) Я думаю, годовасики его таки опередили. А представьте, если это удастся доказать — тупо найдут рисунок годовасика, сделанный раньше. Малевич будет плагиатором?)
Или здесь будет важнее «первым подать это публике»?
А вот с шишкиными-пушкиными это бы не сработало — не было бы одинаковых картин-стихов...
« Последнее редактирование: 25 Июля 2021, 00:43:17 от Stephan S »

Оффлайн Чечевичка

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5032
  • Карма: +986/-54
Вот тут жалуются на километр текста, а на самом деле Малевич целый трактат написал о том, что это за квадрат, зачем и почему, иными словами, концпецию. Ну и да, гениальность черного квадрата не в самом факте его существования, а в том, как и когда он был написан и какое дальнейшее влияние оказал на развитие искусства в 20 веке (это я кратко пересказываю Багдасарову).

Большинство же комментариев, увы, укладываются в бинго, которое у нее под каждым постом: заговор искусствоведов/если надо объяснять, то не надо объяснять/я этого не понимаю, значит это не может быть шедевром.

Оффлайн Недобелка-перетушканчик

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6671
  • Карма: +1377/-58
Вот тут жалуются на километр текста, а на самом деле Малевич целый трактат написал о том, что это за квадрат, зачем и почему, иными словами, концпецию.

Большинство же комментариев, увы, укладываются в бинго, которое у нее под каждым постом: заговор искусствоведов/если надо объяснять, то не надо объяснять/я этого не понимаю, значит это не может быть шедевром.
У вас таки взаимоисключающие абзацы: сам Малевич считал, что объяснять нужно, иначе никто не поймет, что это искусство зачем трактат. Так что вы, увы, тоже попадаете в бинго "если ты не проникся, ты быдло, а не квадрат - херня".
Белкино сообщество красивых картинок: https://vk.com/public202389401

Оффлайн Чечевичка

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5032
  • Карма: +986/-54
Я не считаю, что все прям обязаны разбираться в Мелевиче или вообще в супрематизме, но если человек на любое непонятное начинает агрессивно орать, что это херня и все проплачено, то он таки быдло.