У нас все было обязательным. Специальность - само собой. На сольфеджио я не страдала, в отличие от многих, так как на ушах медведи не топтались, да и вообще быстро обзавелась абсолютным слухом, и пока многие скрипели мозгами, какой это интервал, я изначально знала, что это вон такие-то ноты и нажимают на такие-то клавиши, даже не видя. Правда, из-за обилия расстроенных инструментов, настроенных как попало, это порой подводило: я-то привыкла к звучанию инструментов в таких-то кабинетах, а когда приходила в совершенно другой - это сбивало с панталыку: нажимаю до-ре-ми, а слышу, что это звучит как ре бемоль-ми бемоль-фа... и требовалось какое-то время, чтобы приспособиться, не с первых же секунд. Потом это прошло с окончанием музыкалки. То есть если нарочно заморочиться, в принципе могу и сейчас этот режим включить, но в повседневности и не вспоминаю.
Хор. Имелся, но достаточно было просто посещаемости. Ну и не лажать совсем уж откровенно мимо нот. Преподаватели рассуждали по принципу - "народ требуется, а если ребенок хочет петь - пусть поет, не гнать же его за отсутствие идеальных вокальных данных". У меня их и не было, и нас особо не натаскивали. Так что пела опять же как попало. Не, мелодию я вконец не перевирала и не перевираю, но по части того, что голосом можно еще как-то сознательно управлять по части тембра, дошло только уже в сознательном возрасте благодаря интернету (несознательные шутеечки не в счет) а в музыкалке никто даже и не обмолвился про это - то есть если можешь, копируй учителя, если нет - пой как получается, без наводящих подсказок...
Музлитература. Уныло, уныло и еще раз уныло. Опять же оценки за посещаемость. А биографии композиторов - что может быть скучнее? Ну дали прослушать отрывок из какого-то произведения, естественно, за один раз ничего не запомнилось, если это не настолько известные произведения. Все, адьё.
Аккомпанемент. Это уже поинтереснее было. Но мало и недолго.